
Место проведения:
Санкт-Петербургская государственная академическая капелла
наб. реки Мойки, 20
Приближается юбилейная дата – 150 лет со дня рождения известного во всем мире русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова. Казалось бы, жизнь и сочинения Рахманинова досконально изучены и описаны. Однако и жизненный и творческий пути Рахманинова по сей день полны загадок, противоречий и разночтений.
Выставка «Рахманинов: известный и неизвестный» призвана осветить некоторые неясные моменты в биографии великого артиста, рассказать об истории создания его известных и малоизвестных сочинений, познакомить с редко экспонируемыми и практически неизвестными документами.
Выставка создана исключительно на материалах архива С.В. Рахманинова, хранящегося в Российском национальном музее музыки.
На выставке демонстрируются восемнадцать авторских рукописей Рахманинова, среди которых ноты известных шедевров: популярнейшей Прелюдии до-диез минор, Концерта №2 для фортепиано с оркестром, поэмы «Колокола». Гораздо реже экспонировались партитуры других сочинений: «Фантазии» (Сюиты №1 для двух фортепиано), посвящённой П.И. Чайковскому, фрагменты Симфонии №1, полный автограф которой был утерян, эскизы поэмы «Колокола» с дарственной надписью его поклоннице «Белой cирени» (Ф.Я. Руссо). Наконец, к числу малоизвестных сочинений относятся музыкальные шутки Рахманинова – музыкальное письмо Е.А. Бакуниной про ананас, музыкальная переписка с М.А. Слоновым, романс «Икалось ли тебе, Наташа» – своеобразное объяснение в любви будущей жене.
Фотографии и документы рассказывают о неоднозначной личности Рахманинова. Один из планшетов посвящен Рахманинову несерьезному, насмешливому. Людям, мало знавшим композитора или видевшим его только на концертной эстраде, он казался мрачным, сдержанным и нелюдимым, закованным в черное одеяние – чаще сюртук, чем фрак. Лишь в обществе друзей и близких Сергей Васильевич раскрывался совсем с другой стороны: он мог заразительно смеяться, шутить беззлобно и добродушно, проявлять невероятную щедрость и заботливость, быть готовым прийти на помощь и оказать содействие.
В числе прочих тем выставки – хобби композитора и его любимые виды отдыха – автомобили, моторная лодка, карточные пасьянсы, летние месяцы отдыха с друзьями.
На выставке использованы многочисленные фотоматериалы из фондовой коллекции музея: фотографии из так называемого Брасовского альбома, рассказывающие о знакомстве и дружеских отношениях композитора с Великим князем Михаилом Александровичем; фото Рахманинова, его жены и дочери Татьяны с артистами Хора донских казаков Сергея Жарова из поступившего в музей личного архива Жарова; фотография педагогов Русской консерватории в Париже вместе с Рахманиновым – почётным президентом этой консерватории; фотография композитора со своим другом – авиаконструктором Игорем Сикорским, получившим от Рахманинова финансовую поддержку в пять тысяч долларов. Многие фотографии публикуются впервые. Также впервые демонстрируются редкие документы – заграничные паспорта Рахманинова, отчет о распределении средств от благотворительного концерта, вырезки из зарубежных русскоязычных газет.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).