Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
А.С. Пушкин
Она ворвалась в мир танца, буквально преобразив его язык – прыжки и полёты стали визитной карточкой Авдотьи Истоминой, лучшей балерины пушкинской поры.
Выставка «В объятьях русской Терпсихоры» – попытка показать фрагменты славной истории русского балета, сделать акценты на ключевых её событиях, не претендуя на всеохватность и полноту.
Выставка создана исключительно на материалах уникальной коллекции фондов Российского национального музея музыки. В экспозиции представлены изображения живописных работ, фотографий, музыкальных рукописей, эскизов декораций самых значимых постановок отечественного балетного театра.
Среди главных и редких экспонатов – портреты Авдотьи Истоминой кисти Анри-Франсуа Ризенера и другой знаменитой балерины Ольги Спесивцевой работы Савелия Сорина, карикатуры, выполненные танцовщиками и балетмейстерами братьями Легатами, эскизы костюмов к балету «Времена года» Александра Глазунова, эскиз декорации к балету «Красный мак» Р. Глиэра на либретто Михаила Курилко, эскизы костюмов Владимира Арефьева к балету Игоря Стравинского «Петрушка».
Экспозиция состоит из трёх разделов:
Первый раздел посвящён Императорским театрам Санкт-Петербурга и Москвы конца XIX века, ведущим балеринам – Вере Коралли, Матильде Кшесинской, Екатерине Гельцер, Ольге Спесивцевой, Анне Павловой, балетмейстерам – Мариусу Петипа и Александру Горскому. Отдельными страницами этого раздела стали балеты П.И. Чайковского, любимые публикой, но имеющие сложную сценическую судьбу, а также аллегорический балет А.К. Глазунова «Времена года».
Второй раздел выставки отдан революционным во всех отношениях «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Герои этого раздела – Михаил Фокин и Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн.
«Большой балет». Так назван третий раздел экспозиции, посвящённый искусству Большого театра советского периода. В центре внимания этого раздела – спектакли театра 1940–1970-х годов, сценическая жизнь московской постановки балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», творческие портреты прима-балерин Галины Улановой и Майи Плисецкой.
+7 (495) 605-65-15
info@music-museum.ru
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).