
Продолжительность: 80 мин.
Возраст: 12+
60-й концертный сезон
В рамках выставки «Картинки с выставки 2.0»
Что может объединять творчество, казалось бы, совсем разных по духу композиторов – Шостаковича, Шумана, Шопена? В концерте 23 мая в Музее С.С. Прокофьева прозвучат знаменитые квартеты композиторов, которые неслучайно объединились в одной программе под названием «В звуках шума и шепота».
Советский композитор Дмитрий Шостакович (1906–1975), казалось бы, далек от романтиков: в своей музыке он отражает трагедии и победы всего ХХ века. Но 6-й соль-мажорный квартет, написанный в 1956-м, – лирическая страница в его творчестве. В стране наступила «оттепель», с композитора сняты все обвинения в формализме, он уже признанный властями классик. Мало того, Шостакович только что повторно женился (на молодой сотруднице ЦК ВЛКСМ Маргарите Кайновой) и пишет 6-й квартет во время медового месяца летом 56-го на даче в Комарово, под Ленинградом. Конечно, Шостакович остается собой: и в этом произведении хватает «шума и ярости» - воспоминаний об отгремевшей войне и прошедших репрессиях. Однако все четыре части квартета – уникальный в истории музыки случай! – заканчиваются одинаково: умиротворяющим мажорным шепотом…
Гениальный австриец Франц Шуберт (1797–1828) считается первым композитором-романтиком. А его 12-й квартет, написанный в 1820-м году, часто называют первым романтическим квартетом в истории музыки. Романтики, в отличие от венских классиков – например, Бетховена, которого Шуберт, живший также в Вене, боготворил, поставили в основу творчества душу человека с ее переживаниями и страстями. Вот и переживания самого Шуберта (а композитор прожил короткую трагическую жизнь) отразились в его 12-м квартете. Квартет так и начинается – от шепота к крику. Как раз в 1820-м году Тереза Горб, единственная девушка, которую любил Шуберт, вышла замуж за другого. Шуберт был беден, в его доме одно время даже не было пианино, и он сочинял, играя на гитаре. И мать Терезы настояла, чтобы дочь стала женой богатого кондитера. В музыке квартета борются две темы – гнетущая трагическая и светлая тема далекой мечты. А какая из них побеждает, узнают слушатели, пришедшие на концерт. Шуберт не стал заканчивать 12-й квартет. Впрочем, 1-я часть является вполне завершенным произведением. В музыкальной литературе за ним так и закрепилось название – Quartett-Satz («Квартет-часть»).
Еще один крупнейший романтик, немецкий композитор Роберт Шуман(1810–1856) пишет свой 2-й струнный квартет в светлый период жизни, в 1842-м. Он только недавно женился на красавице-пианистке Кларе Вик, он ждет первенца и полон творческих планов. Шуман издает в Лейпциге авторитетный журнал о музыке, ему предлагают преподавать в местной консерватории. Мажорная и порой танцевальная музыка квартета подчеркивает этот светлый настрой. Впрочем, слышны и тревожные нотки уже проявлявшейся тяжелой психической болезни, которая приведет композитора к ранней гибели...
Струнный квартет «Максима» в составе:
Дмитрий Филипченко скрипка
Мария Касаткина скрипка
Наталья Югай альт
Сергей Пантелеев виолончель
Коллектив был основан в 2010 году музыкантами ведущих оркестров Москвы. Максима – самая долгая нота в средневековой системе нотного письма. А также – основной принцип, жизненное правило. Принцип квартета «Максима» — исполнять серьезную, и в то же время вызывающую искреннюю любовь слушателей музыку.
Д. Шостакович Квартет №6 соль мажор
Ф. Шуберт Квартет №12 до минор
Р. Шуман Квартет №2 фа мажор
+7 (495) 605-65-15 (доб. 1172)
info@music-museum.ru
prokofiev@music-museum.ru
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).