Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Лекции

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 1

29.09.2022
29 Сентября
Четверг

19:00

Продолжительность: 60 мин.

Музей П.И. Чайковского в Москве (Кудринская пл., д. 46/54)

Возраст: 12+

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 1

Чайковский и скрипка

 Скрипичное наследие - одна из самых больших загадок творчества Чайковского вообще. Не только не являясь профессиональным скрипачом, но и вовсе не умея играть на скрипке, именно для этого инструмента он создал несколько удивительно совершенных произведений, ставших и одними из самых известных сочинений композитора, и вошедших в золотой фонд скрипичного репертуара. Все они были написаны в сравнительно краткий, но исключительно плодотворный период творческой биографии Чайковского, с 1875 по 1878 год, их исполнительская судьба сложилась, в целом, благополучно. Однако по сравнению с широкой популярностью самих скрипичных произведений Чайковского, история их создания, особенности композиции и реакция первых слушателей известны гораздо меньше. Четыре лекции проекта "Новое о Чайковском", которые постоянный автор ведущий научный сотрудник кандидат искусствоведения Александр Комаров прочитает с сентября по декабрь 2022 года, помогут восполнить этот досадный пробел. Календарным поводом обратиться к скрипичному наследию композитора именно сейчас стали круглые даты некоторых из этих сочинений -- 145-летие создания "Вальса-скерцо" и та же дата с момента первого издания авторских транскрипций для скрипки и фортепиано траурного Andante из Третьего квартета и фортепианной "Юморески".

Тема лекции

"Меланхолическая серенада" и "Вальс-скерцо". Забытое и новое

Сегодня скрипичные "Меланхолическая серенада" и "Вальс-скерцо" Чайковского являются популярнейшими концертными пьесами композитора, но их путь к этой вершине был различен. Созданная сразу после Первого фортепианного концерта "Меланхолическая серенада" и имеющая с ним немало общего, уже при жизни Чайковского была понята и принята исполнителями и слушателями. Напротив, "Вальс-скерцо" вызывал недоумение глубиной и сложностью художественных образов и несколько отпугивал значительными масштабами композиции. Лишь в версии скрипача Василия Безекирского, сократившего пьесу почти вдвое и издавшего свою редакцию в 1914 году, "Вальс-скерцо" закрепился в концертной практике. В свою очередь, это вызвало интерес и к оригинальному изложению. Однако оркестровую версию произведения можно назвать "оригинальной" лишь с большими оговорками. Историческим перипетиям любимых сочинений, их связям с другими произведениями Чайковского, а также проблеме авторства оркестровой редакции "Вальса-скерцо" будет посвящена лекция проекта "Новое о Чайковском"

Информация

+7 (495) 605-65-15 (доб. 1158)

info@music-museum.ru
chaikovsky@music-museum.ru

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.