Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Лекции

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 2

27.10.2022
27 Октября
Четверг

19:00

Продолжительность: 60 мин.

Музей П.И. Чайковского в Москве (Кудринская пл., д. 46/54)

Возраст: 12+

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 2

Чайковский и скрипка

 Скрипичное наследие - одна из самых больших загадок творчества Чайковского вообще. Не только не являясь профессиональным скрипачом, но и вовсе не умея играть на скрипке, именно для этого инструмента он создал несколько удивительно совершенных произведений, ставших и одними из самых известных сочинений композитора, и вошедших в золотой фонд скрипичного репертуара. Все они были написаны в сравнительно краткий, но исключительно плодотворный период творческой биографии Чайковского, с 1875 по 1878 год, их исполнительская судьба сложилась, в целом, благополучно. Однако по сравнению с широкой популярностью самих скрипичных произведений Чайковского, история их создания, особенности композиции и реакция первых слушателей известны гораздо меньше. Четыре лекции проекта "Новое о Чайковском", которые постоянный автор ведущий научный сотрудник кандидат искусствоведения Александр Комаров прочитает с сентября по декабрь 2022 года, помогут восполнить этот досадный пробел. Календарным поводом обратиться к скрипичному наследию композитора именно сейчас стали круглые даты некоторых из этих сочинений -- 145-летие создания "Вальса-скерцо" и та же дата с момента первого издания авторских транскрипций для скрипки и фортепиано траурного Andante из Третьего квартета и фортепианной "Юморески".

Тема лекции

Нескрипичный концерт

Редко на долю какого сочинения выпадает такое множество самых разнообразных невзгод, какие достались Концерту Чайковского для скрипки с оркестром! Это и предательство потенциальных первых исполнителей, и длительная невостребованность, и надолго задержанная в связи с ней премьера, и беззастенчивые оскорбления критиков. Многие обвиняли это произведение в "нескрипичности", то есть в том, что партия солирующего инструмента написана вопреки всем разумным правилам, следующим из самой природы скрипки. Однако история всё расставила по своим местам, и уже более века Концерт продолжает звучать, завоевывая сердца все новых исполнителей и слушателей. Познакомиться с судьбой этого удивительного сочинения, которая будет представлена в свете новых архивных данных, можно на лекции проекта "Новое о Чайковском"

Информация

+7 (495) 605-65-15 (доб. 1158)

info@music-museum.ru
chaikovsky@music-museum.ru

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.