Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Лекции

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 3

24.11.2022
24 Ноября
Четверг

19:00

Продолжительность: 60 мин.

Музей П.И. Чайковского в Москве (Кудринская пл., д. 46/54)

Возраст: 12+

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 3

Чайковский и скрипка

 Скрипичное наследие - одна из самых больших загадок творчества Чайковского вообще. Не только не являясь профессиональным скрипачом, но и вовсе не умея играть на скрипке, именно для этого инструмента он создал несколько удивительно совершенных произведений, ставших и одними из самых известных сочинений композитора, и вошедших в золотой фонд скрипичного репертуара. Все они были написаны в сравнительно краткий, но исключительно плодотворный период творческой биографии Чайковского, с 1875 по 1878 год, их исполнительская судьба сложилась, в целом, благополучно. Однако по сравнению с широкой популярностью самих скрипичных произведений Чайковского, история их создания, особенности композиции и реакция первых слушателей известны гораздо меньше. Четыре лекции проекта "Новое о Чайковском", которые постоянный автор ведущий научный сотрудник кандидат искусствоведения Александр Комаров прочитает с сентября по декабрь 2022 года, помогут восполнить этот досадный пробел. Календарным поводом обратиться к скрипичному наследию композитора именно сейчас стали круглые даты некоторых из этих сочинений -- 145-летие создания "Вальса-скерцо" и та же дата с момента первого издания авторских транскрипций для скрипки и фортепиано траурного Andante из Третьего квартета и фортепианной "Юморески".

Тема лекции

Загадки "Дорогого места"

Известный сборник Трех пьес Чайковского для скрипки и фортепиано (op. 42) посвящен малороссийскому имению Браилов, принадлежавшему меценатке композитора Надежде фон Мекк, и имеет авторское название "Воспоминание о дорогом месте". Однако в ряде недавних авторитетных публикаций было выражено сомнение, что название не только было дано Чайковским, и но и вообще появилось при жизни композитора. Это сомнение рассеять удалось, но возникли новые вопросы -- что именно Чайковский вкладывал в это название, как "Воспоминание о дорогом месте" соотносится с другими музыкальными "Воспоминаниями" композитора ("о Гапсале" и "о Флоренции"), почему возникло предположение, что это название не авторское, и какие аргументы его опровергли? Узнать ответы на эти вопросы, чтобы ещё глубже узнать и сильнее полюбить замечательные пьесы из сборника "Воспоминание о дорогом месте", можно будет на лекции проекта "Новое о Чайковском"

Информация

+7 (495) 605-65-15 (доб. 1158)

info@music-museum.ru
chaikovsky@music-museum.ru

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.