Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Лекции

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 4

22.12.2022
22 Декабря
Четверг

19:00

Продолжительность: 60 мин.

Музей П.И. Чайковского в Москве (Кудринская пл., д. 46/54)

Возраст: 12+

Цикл авторских лекций «Новое о Чайковском». Лекция 4

Чайковский и скрипка

 Скрипичное наследие - одна из самых больших загадок творчества Чайковского вообще. Не только не являясь профессиональным скрипачом, но и вовсе не умея играть на скрипке, именно для этого инструмента он создал несколько удивительно совершенных произведений, ставших и одними из самых известных сочинений композитора, и вошедших в золотой фонд скрипичного репертуара. Все они были написаны в сравнительно краткий, но исключительно плодотворный период творческой биографии Чайковского, с 1875 по 1878 год, их исполнительская судьба сложилась, в целом, благополучно. Однако по сравнению с широкой популярностью самих скрипичных произведений Чайковского, история их создания, особенности композиции и реакция первых слушателей известны гораздо меньше. Четыре лекции проекта "Новое о Чайковском", которые постоянный автор ведущий научный сотрудник кандидат искусствоведения Александр Комаров прочитает с сентября по декабрь 2022 года, помогут восполнить этот досадный пробел. Календарным поводом обратиться к скрипичному наследию композитора именно сейчас стали круглые даты некоторых из этих сочинений -- 145-летие создания "Вальса-скерцо" и та же дата с момента первого издания авторских транскрипций для скрипки и фортепиано траурного Andante из Третьего квартета и фортепианной "Юморески".

Тема лекции

Скрипичные транскрипции Чайковского. Потери и приобретения

По сравнению с оригинальными скрипичными сочинениями, переложения Чайковским для скрипки и фортепиано трех своих пьес, написанных для других исполнительских составов, известны значительно меньше. Но два из них, а именно переложения Andante из Третьего квартета и знаменитой фортепианной "Юморески", без преувеличения можно назвать знаковыми сочинениями. Именно они стали первыми работами, которые в декабре 1876 года Чайковский сделал по заказу Надежды фон Мекк и которые положили начало 14-летнему общению этих незаурядных личностей. Судьба ещё одной скрипичной транскрипции -- романса "О, спой же ту песню" (op. 16 № 4) -- настолько запутана, что в течение многих лет переложение не считалось работой Чайковского и даже не издавалось в XX веке. Только в последние годы эту точку зрения удалось опровергнуть. Узнать интересные факты из истории авторских переложений Чайковского своих сочинений для скрипки и фортепиано, познакомиться с доводами за и против принадлежности одного из них перу великого композитора, можно будет на лекции проекта "Новое о Чайковском"

Информация

+7 (495) 605-65-15 (доб. 1158)

info@music-museum.ru
chaikovsky@music-museum.ru

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.