Российский национальный музей музыки представляет выставку, посвященную 160-летнему юбилею выдающегося русского художника-импрессиониста Константина Алексеевича Коровина, который на протяжении 42 лет был ближайшим другом и соратником великого русского артиста Фёдора Ивановича Шаляпина.
В основе экспозиции – предметы из фондов Российского национального музея музыки, Фонда содействия сохранению культурного наследия имени Константина Коровина «Спасем вместе», Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российской государственной библиотеки.
Старинные фотографии и эскизы XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года отсылают к знакомству будущих друзей – Фёдора Шаляпина и Константина Коровина. Знаменитая выставка запечатлена фотографом Максимом Петровичем Дмитриевым.
Многолетняя творческая работа певца и художника началась в Русской частной опере и Императорских театрах. Коровин был одним из ведущих театральных художников, оформивших множество постановок, среди которых оперы: Дж. Верди «Аида», Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка», М.П. Мусоргского «Хованщина», где главные мужские партии пел Шаляпин. На выставке представлены афиши спектаклей, фотографии и театральные костюмы, в которых великий русский бас выступал, а также красочные эскизы декораций Коровина к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя», эскизы костюмов к опере Мусоргского «Хованщина», эскизы костюмов для постановки оперы «Князь Игорь». Среди экспонатов – костюмы Ф.И. Шаляпина, выполненные по эскизам К.А. Коровина, для роли Бориса Годунова в одноимённой опере М.П. Мусоргского и для роли Демона в опере А.Г. Рубинштейна «Демон».
Друзей объединяла любовь к природе, охоте и рыболовству. Выставка включает в себя материалы, связанные с их совместным отдыхом в деревнях Ратухино и Охотино. В частности, деревня Охотино для Коровина являлась излюбленным местом творчества, где у него отчетливо зазвучала тема деревенского пейзажа.
Особый интерес представляют фотографии, дружеские шаржи, личные вещи Шаляпина, а также бельгийское ружьё, принадлежавшее Ф.И. Шаляпину, сделанное на заказ на Льежской мануфактуре огнестрельного оружия.
Дружба продолжилась и в период эмиграции в Париже. Коровин, рассказывая в своих мемуарах о парижских встречах с Шаляпиным, отмечал: «Федор Иванович часто говорил мне, что редко вспоминает Россию, но каждую ночь видит ее во сне. И всегда деревню, где он у меня гостил».
Совместные воспоминания были не единственной внутренней силой, которая скрепляла дружбу художника и артиста. Их объединяла привязанность к своим детям, общавшимся между собой. В изобразительный ряд выставки включен портрет Константина Коровина, написанный сыном Фёдора Шаляпина – Борисом, работавшим заграницей, также выставлены живописные полотна сына Константина Коровина – Алексея: «Осенний пейзаж», «Летний пейзаж», «Городской пейзаж» и другие.
Творчество Константина Алексеевича Коровина и сегодня вдохновляет современных художников, картины которых также включены в экспозицию. Отдельный интерес представляетсобой картина «Ушёл к Шаляпину. Коровин» Ирины Митриковой, продолжающей традиции импрессиониста Коровина.
Завершает выставку документальный фильм Андрея Никишина «То было давно… Там…В Охотине», премьера которого состоялась в 2017 году.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).