Возраст: 0+
Выставка, посвященная 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, представляет экспонаты, многие из которых известны поклонникам музыки композитора. Генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов увлекательно рассказывал о них в передачах цикла «Экспомузыка» на радио «Орфей». Теперь же посетители выставки смогут увидеть «вживую» бесценные авторские рукописи, редкие фотографии и предметы, редко покидающие музейные хранилища.
Выставку открывает картина замечательного художника Серебряного века Леонида Осиповича Пастернака (отца поэта Бориса Пастернака). В 1937 году он присутствовал на концерте Сергея Прокофьева в советском посольстве на бульваре Унтер-ден-Линден в Берлине и сделал зарисовку фигуры Прокофьева за роялем. Позже он повторил эскиз в формате картины маслом.
Среди музыкальных рукописей Сергея Прокофьева, хранящихся в личном фонде композитора, имеется партитура сочинения, написанного после великой Победы в 1945 году. Эта грандиозная симфоническая фреска носит название «Ода на окончание войны», а ее ослепительный финал имеет поэтический эпиграф «Бейте в колокола и тимпаны».
Интересна судьба другого музыкального произведения «Океан-море синее». Одна из красивейших лирических песен Сергея Прокофьева, по замыслу режиссера Сергея Эйзенштейна, должна была стать лейтмотивом второй серии фильма «Иван Грозный». К сожалению, эта прекрасная музыка не вошла в экранную версию фильма, но стала частью одноименной оратории.
Сергей Сергеевич был не только композитором, но и талантливым литератором, автором стихотворений и рассказов. Стихотворный опус «Сонет Керенскому», написанный в 1917 году под впечатлением от встречи с военным министром Александром Керенским, с блеском пародирует стиль модных поэтов-символистов.
Фотография Сергея Прокофьева с певицей Ниной Кошиц сделана во время репетиции. Известно, что Нина была исполнительницей многих вокальных сочинений композитора. Другая фотография Прокофьева с его дарственной надписью «Коке Штемберу в память нашей приятной встречи в Америке. Прокофьев. 1930-й год» подарена старинному приятелю, пианисту Николаю Штемберу, племяннику композитора Николая Метнера.
На выставке экспонируется редкая грампластинка британской фирмы His Master’s Voice с записью Третьего фортепианного концерта Сергея Прокофьева в исполнении автора и симфонического оркестра под управлением Пьеро Копполы. Запись была сделана в Лондоне в 1932 году и интересна тем, что в студии присутствовал герцог Йоркский Георг, будущий король Великобритании. Сергей Прокофьев оставил запись об этом событии в своем дневнике.
+7 (495) 605-65-15
info@music-museum.ru
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).