Возраст: 6+
Шедевры из коллекции Российского национального музея музыки
Музей музыки продолжает знакомить своих посетителей с экспонатами, увлекательные рассказы о которых уже прозвучали в проекте «Экспомузыка» на радио «Орфей».
Новая выставка посвящена малоизвестным страницам русской оперы. Для проекта были отобраны музейные предметы, рассказывающие не о знаменитых оперных шедеврах, а об операх, которые оставались в их тени и не сохранились. Считается, и не без оснований, что первой русской классической оперой явилась «Жизнь за царя» Михаила Глинки, поставленная в 1836 году, но менее известно, что первая опера на тот же сюжет о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего будущего царя Михаила Федоровича, была написана в 1815 году. Ее автором был итальянец Катерино Альбертович Кавос, главный капельмейстер Императорских театров России.
Автор другого малоизвестного сценического произведения — знаменитый художник Василий Поленов. Написанная им детская опера на средневековый сюжет «Анна Бретонская» была поставлена силами учащихся московской Анастасьинской гимназии. Рукопись оперы выглядит необычно с вкраплениями литературных текстов, печатных нот и рисунков самого Поленова.
На выставке экспонируются фотографии оперных артистов — всемирно известного Федора Шаляпина и молодых исполнителей, выступавших вместе с ним на сцене Московской частной русской оперы.
Надежда Забела-Врубель, считавшаяся «певицей Н.А. Римского-Корсакова», исполнила все заглавные сопрановые партии в его операх. Соперницей Надежды в роли Снегурочки стала юная Алевтина Пасхалова. На этом настоял Савва Мамонтов во время гастролей Частной оперы в Петербурге. Варвара Эберле, по мнению критиков, «перепела» Федора Шаляпина в опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка».
К числу малоизвестных изображений Леонида Собинова относится шаржированный рисунок карикатуриста Виктора Дени «Душка Собинов», изобразившего знаменитого тенора XX века в зените славы.
На выставке также представлена работа из коллекции театрально-декорационной живописи — эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», принадлежавший перу Бориса Кустодиева.
Последний в хронологическом ряду экспонат вызывает улыбку — это афиша самого удивительного и смешного спектакля в истории Большого театра СССР «Севильский цирюльник дыбом». Пародийное представление, артистический капустник, в котором женские роли исполнялись мужчинами, а мужские — женщинами, было поставлено в 1923 году. Спектакль вел дирижер Николай Голованов, в архиве которого и сохранилась афиша.
+7 (495) 605-65-15
info@music-museum.ru
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).