Возраст: 6+
«Хор цветов и насекомых в Иванову ночь» из незавершённой оперы П.И. Чайковского «Мандрагора»
В фондах Российского национального музея музыки хранится рукопись фрагмента незавершённой оперы Петра Ильича Чайковского «Мандрагора»: «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь», ставший символическим памятником дружбы великого композитора и профессора ботаники С.А. Рачинским.
Поселившись в Москве в 1866 году после окончания Петербургской консерватории, Чайковский знакомится с Сергеем Александровичем Рачинским, возглавлявшим кафедру физиологии растений Московского университета. Профессор был автором талантливых статей о литературе, живописи и музыке, одним из руководителей «Русского вестника» (до начала 1860-х годов), впоследствии – создателем и учителем школы в селе Татево Смоленской губернии. В доме Рачинского в Москве на Малой Дмитровке собирались учёные, литераторы, музыканты, художники. Среди них – братья Аксаковы, Лев Николаевич Толстой, Петр Ильич Чайковский и многие другие. Ученый назвал «патентом на бессмертие» посвящение ему Чайковским Квартета № 1 .
Композитора, страстно любившего театр, особенно привлекал жанр оперы. В поисках нового сюжета он обратился к либретто оперы «Мандрагора», написанному для него Сергеем Рачинским. В этом сочинении Чайковского увлекли волшебный колорит романтической фантастики, тема верной любви героев. Первым и единственным номером оперы стал замечательный по выразительности и мелодизму «Хор цветов и насекомых». Композитор использовал в сочинении расширенный состав хора (с участием хора мальчиков) и двойной состав оркестра. На этом работа со сценарием Рачинского, к сожалению, прекратилась. Чайковский передумал писать оперу: «Я было решился приняться за это либретто, но приятели отговорили, доказывая, что опера выйдет несценичная» (из письма композитора к Модесту Ильичу Чайковскому от 13 января 1870).
Первое исполнение Хора состоялось в Москве 18 декабря 1870 года на Шестом симфоническом собрании Русского музыкального общества (дирижёр – Николай Рубинштейн). После исполнения музыкальный критик Герман Августович Ларош так отзывался о сочинении: «Настроение тихой лунной ночи… и фантастический характер переданы композитором превосходно: в хоре эльфов мы опять находим ту бархатную мягкость, то благородство и изящество, которыми отличается г. Чайковский в лучшие моменты своего творчества... Инструментовка весьма богата и… некоторые её эффекты обнаруживают влияние Берлиоза… сочетание арфы со струнными инструментами играющими соn legno вполне оригинальны» («Современная Летопись», 1871, № 4).
Первое издание фрагмента из неоконченной оперы осуществлено в 1902 году П.И. Юргенсоном.
Полный текст либретто в настоящее время неизвестен. Сюжет «Мандрагоры» уже после смерти Чайковского был кратко изложен Рачинским в письме от 6 апреля 1898 года к брату композитора Модесту Ильичу: «Рыцарь влюблён в прелестную даму, которая отвергает его любовь. Праздник в замке. Менестрель поёт о всесильной мандрагоре, волшебном корне, о котором упоминается ещё в Библии. Рыцарь отправляется в таинственный сад добывать мандрагору. Ночь. Инкантация. Расцветает мандрагора. Рыцарь вырывает её с корнем – это оказывается заколдованная красавица, которая, конечно, тотчас в него влюбляется, и, в виде пажа, привязывается к его стопам. После целого ряда перипетий рыцарь влюбляется в другую женщину, а несчастная Мандрагора снова обращается в цветок».
+7 (495) 605-65-15 (доб. 1158)
info@music-museum.ru
chaikovsky@music-museum.ru
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).