Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Архив

Выставка «Микаэл Таривердиев: “Я ловил ощущения”»

Музей Музыки (ул. Фадеева, д. 4)
12 Августа
Четверг
до 31.10.2021

Возраст: 6+

К 90-летию Микаэла Таривердиева

Выставка «Микаэл Таривердиев: “Я ловил ощущения”»

 

Микаэл Таривердиев, армянин по происхождению, родился в Тбилиси, но всю свою профессиональную жизнь, начиная с учебы в Академии музыки имени Гнесиных в классе Арама Хачатуряна, он провел в Москве. Умер же в Сочи, куда поехал отдохнуть на море. Он был спортсменом, светским человеком, вел телепрограммы и писал музыку для кино.

Он композитор необычной судьбы, странной и необыкновенной. Его узнавали в лицо, как будто он известный актер. Его имя было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Его музыку могли узнать по нескольким интонациям самые далекие от нее люди. И в то же время для большинства он так и остался автором музыки к кинофильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы...». Широко известные работы в кино заслонили огромный пласт творчества Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты, инструментальные концерты — все это оставалось в тени.

Безусловно, изящная, неповторимая музыка «Иронии судьбы...» заслуженно популярна – без нее, может показаться, Новый год и не наступит. Однако, композитор точно знал, что придет время и другой его музыки – появятся музыканты, которые захотят понять, кем же на самом деле являлся Микаэл Таривердиев. Международный конкурс органистов, которому в год 90-летия Микаэла Таривердиева исполняется 22 года, этому свидетельство. 

Фотографировал он с детства. Делал это не просто профессионально – по высшему классу. Если начинал снимать после значительного перерыва, то обязательно прорабатывал теоретическую литературу, технику фотографии.
У нас целая библиотека по фотоделу.

Когда его спрашивали, почему он снимает, он отвечал: «От комплексов. Всегда хотелось рисовать, но рисовать не умею. А цвет, композицию чувствую».

Когда он делал мой портрет, он поставил свет (дома есть не только фотолаборатория, но и весь набор профессионального освещения), сделал много проб. Проявил пленку, напечатал с сотню контролек. Выбрал одну. Весь следующий день проявлял. Это было какое-то колдовство: он выделял глаза, высветлял волосы, пробовал, искал. Потом, когда он поставил этот портрет, который назвал «Белое на белом», на пюпитр рояля, все, кто приходил, думали, что это карандашный рисунок. 

Лучшие его портреты — автопортреты. Не было поездки, чтобы он не брал с собой фотоаппарат. Если не большой «Никон», то хотя бы маленький. Печатал фотографии сам, в том числе цветные, сутками просиживая в фотолаборатории. 

Иногда Таривердиев говорил: «Вы можете считать меня плохим композитором. Но не говорите мне, что я плохой фотограф». На всех его документах — фотографии (автопортреты), сделанные им самим. Даже на паспорте.
Он и печатал, и проявлял сам.

Представленные на выставке фотоработы Микаэла Таривердиева (из личного архива семьи) сделаны во второй половине семидесятых, когда Микаэл Леонович много путешествовал. Это впечатления от поездок в США (1976), Мексику (1976), на Кубу (1977), в Японию (1978), Францию (1979), Финляндию (1979).
На экспозиции можно увидеть фотокамеры Микаэла Леоновича, предметы из его домашней фотолаборатории: колбы, катушки, фотоувеличитель и другие личные вещи, а также познакомиться с высказываниями композитора.        

Я ловил ощущение», — это принцип жизни Микаэла Таривердиева. И эти ощущения остались запечатленными и в фотографиях, и в музыке.

Вера Таривердиева

 

 

Хронограф творчества

Оперы

1966 – «Кто ты?» (опера для молодых). Либретто по повести В.П. Аксёнова «Пора, мой друг, пора!». 

1966 – «Мандарины из Марокко» со стихами А.А. Вознесенского, Е.М. Винокурова, Е. А. Евтушенко, Г. Поженяна, Р. И. Рождественского,  С. И. Кирсанова, М. Львовского. 

1981 – «Граф Калиостро» (опера-буфф) по мотивам одноимённой повести А.Н. Толстого.

1983 – «Ожидание (Монолог женщины)» (моноопера по поэме Р. И. Рождественского)

1990 – «Женитьба Фигаренко» (сатирическая опера по мотивам Бомарше, либретто М. Г. Казовского и Ф. Филиппова). 

 

Инструментальная музыка

1953 – 9 новеллетт для фортепиано.

1953 – «Мимолётности» для фортепиано.

1954 – Соната для валторны и фортепиано.

1954 – Концерт для тромбона с оркестром.

1956 – Концерт для голоса с оркестром.

1957 – Полифоническое трио.

1958 – Увертюра «К звёздам».

1982 – Концерт для скрипки с оркестром №1, З части, 24 мин.

1986 – Цикл из 24 пьес для фортепиано «Настроения», 42 мин.

1992 – Концерт для скрипки с оркестром №2 (струнные большого состава, духовые, ударные), 1-частный, 20 мин.

1993 – Концерт для альта и струнных в романтическом стиле, 1-частный, 22 мин.

1994 – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, в 2 частях, 19 мин.

 

Произведения для органа

1984 – Первый концерт для органа «Кассандра», 4 части, 18 мин.

1987 – Симфония для органа «Чернобыль», 2 части («Зона», «Qvo vadis?»), 26 мин.

1987 – Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь», 4 части, 20 мин.

1988 – Третий концерт для органа («Отражения», «Движение», «Хорал», «Прогулка в до-мажоре») 14 мин.

1988 – Десять хоралов для органа «Подражание старым мастерам», посвящено инфанте испанской Елене. 45 мин.

 

Балеты

1981 – «Герника» — балет в двух актах, 78 мин.

1985 – «Девушка и смерть» — балет в двух актах, 86 мин. 

 

Список фильмов с использованием  музыки М. Л. Таривердиева

1958 — «Юность наших отцов» (режиссёры М. Калик, Б. Рыцарев), Киностудия имени М. Горького.

1958 — «Из пепла» (реж. Х. Дзюба), Центральное телевидение.

1960 — «Десять шагов к Востоку» (режиссёры В. Зак и Х. Агаханов), Туркменфильм.

1961 — «Длинный день» (режиссёр А. Гольдин), Свердловская Киностудия.

1961 — «Человек идёт за солнцем» (режиссёр М. Калик), Молдова-фильм.

1962 — «Мой младший брат» (режиссёр А. Зархи), Киностудия им. Горького.

1963 — «Большая руда» (режиссёр В. Ордынский), Мосфильм.

1964 — «До завтра» (А. Давидсон), Таджикфильм.

1964 — «До свидания, мальчики» (режиссёр М. Калик), Мосфильм.

1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (реж. Э. Климов), Мосфильм.

1966 — «Прощай» (режиссёр Г. Поженян), Одесская студия.

1966 — «Последний жулик» (режиссёр Я. Эбнер), Рижская Киностудия.

1966  — «Саша-Сашенька» (режиссёр В. Четвериков), Беларусьфильм.

1966 — «Восточный коридор» (режиссёр В. Виноградов), Беларусьфильм.

1967 — «Разбудите Мухина!» (режиссёр Я. Сегель), Киностудия им. Горького.

1967 — «Спасите утопающего» (режиссёр П. Арсенов), Киностудия им. Горького, стихи Вадима Коростылева.

1968 — «Маленький школьный оркестр» (режиссёры А. Муратов, Н. Рашеев).

1968 — «Любить...» (режиссёр М. Калик), Киностудия им. Горького.

1968 — «Пассажир с «Экватора»» (режиссёр А. Курочкин, исп. Е. Камбурова), Киностудия им. Горького.

1968 — «Ошибка резидента» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького

1969 — «Король-олень» (реж. П. Арсенов), Киностудия им. Горького, стихи Вадима Коростылева.

1969 — «Цена» (режиссёр М. Калик), Киностудия им. Горького.

1969 — «Человек за бортом», студия ВГИКа, режиссёры Э. Шенгелая, М. Калик, Э. Абалов

1970 — «Судьба резидента» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1971 — «Пятнадцатая весна» (режиссёр И. Туманян), киностудия им. Горького.

1972 — «Земля, до востребования» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1972 — «Спасённое имя» (реж. Д. Моторный, В. Дёмин), Молдова-фильм.

1973 — «Семнадцать мгновений весны» режиссёр Т. Лиознова), Киностудия им. Горького, 12 серий.

1974 — «Звёздная минута» (режиссёр Л. Кулиджанов), Киностудия им. Горького .

1975 — «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» (режиссёр Э. Рязанов), Мосфильм.

1975 — «Ольга Сергеевна» (режиссёр А. Прошкин), Мосфильм.

1976  — «Золотая речка» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1976  — «Пропавшая экспедиция» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1978 — «Старомодная комедия» (режиссёры Э. Савельева и Т. Березанцева), Мосфильм.

1979 — «Дождь в чужом городе» (режиссёры М. Резникович, В. Горпенко), Киностудия им. Довженко.

1980 — «Адам женится на Еве» (режиссёр В. Титов), Центральное телевидение.

1981 — «Мы, нижеподписавшиеся» (режиссёр Т. Лиознова), Киностудия им. Горького.

1982 — «Возвращение резидента» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1983 — «Ученик лекаря» (реж. Б. Рыцарев), Киностудия им. Горького.

1984 — «Медный ангел» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1984  — «Государственная граница. Фильм 4 — Красный песок» (режиссёр Б. Степанов), Беларусьфильм.

1986 — «Конец операции „Резидент“», (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1987 — «Разорванный круг» (режиссёр В. Дорман), Киностудия им. Горького.

1987 — «Рейс сквозь память» (режиссёр В. Коновалов), ЦСДФ.

1988 — «Аэлита, не приставай к мужчинам» (режиссёр Г. Натансон), Мосфильм.

1988 — «Комментарий к прошению о помиловании» (режиссёр И. Туманян), Киностудия им. Горького.

1988 — «Порог» (режиссёр Р. Сергиенко), ЦСДФ.

1989 — «По ком звонит колокол Чернобыля» (режиссёр Р. Сергиенко).

1989 — «Загадка Эндхауза» (режиссёр В. Дербенев), Мосфильм.

1990 — «Хомо новус» (режиссёр П. Эрдёш), Мосфильм.

1990 — «Нелюдь» (другое название — «В раю запрещена охота») (режиссёр Ю. Иванчук), Киностудия им. Горького.

1991 — «Смерть в кино» (режиссёр К. Худяков), Мосфильм.

1991 — «Я обещала, я уйду» (режиссёр В. Ахадов), Мосфильм.

1991 — «Танцующие призраки» (режиссёры Е. Резников, Ю. Коротков), Мосфильм.

1991 — «И возвращается ветер» (режиссёр М. Калик).

1992 — «Разыскивается опасный преступник» (реж. Гохакия), Сон 1.

1992 — «Ночные забавы» (реж. В. Усков, В. Краснопольский).

1993 — «Русский регтайм» (режиссёр С. Урсуляк).

1994 — «Незабудки» (режиссёр Л. Кулижанов), Киностудия им. Горького.

1994 — «Империя пиратов» (режиссёр Г. Гердушян).

1994 — «Роман в русском стиле» (реж. А. Бренч).

1994 — «Отелло» (реж. Н. Серебряков), из цикла «Шекспир: Великие комедии и трагедии», Би-би-си, Ren TV.

1994 — «Воровка» (режиссёры В. Усков, В. Краснопольский).

1994 — «Фитиль»:  эпизод «…Страшнее пистолета» (режиссёр В. Златоустовский).

1995 — «Летние люди (Дачники)» (режиссёр С. Урсуляк).

1997 — «Всё то, о чём мы так долго мечтали» (режиссёр Р. Фрунтов).

1998 — «Сочинение ко Дню Победы» (реж. С. Урсуляк), Киностудия им. Горького.

2000 — «Тихие омуты» (реж. Э. Рязанов), Мосфильм, ТриТэ.

2007 — «Ирония судьбы. Продолжение» (реж. Т. Бекмамбетов), Мосфильм, Первый канал, 20th Century Fox, Дирекция кино, Bazelevs.

2009 — «Музыка жизни» (реж. Эльдар Рязанов), Крупный план,
Первый канал.

2009 — «Исаев» (режиссёр С. Урсуляк), Централ Партнершип.

2012 — «Со мною вот что происходит» (реж. В. Шамиров), Другое кино,
All Media.

2016 — «Родные» (реж. В. Манский).

 

Информация

+7 (495) 605-65-15

info@music-museum.ru