Возраст: 6+
Из серии выставок «Шедевры из коллекции Российского национального музея музыки»
Российский национальный музей музыки продолжает знакомить с экспонатами, рассказы о которых уже прозвучали в цикле «Экспомузыка» на радио «Орфей».Выставка посвящена вокальной музыке: композиторам, исполнителям, музыкальным жанрам и их развитию в отечественной музыкальной культуре.
Выдающаяся русская певица Галина Вишневская называла пение состоянием души. «Мечты, идеалы, устремления — все это слышно в пении», — говорила она. Действительно, вокальная музыка способна раскрыть целый мир высоких чувств и страстей.
Раздел выставки, рассказывающий о народной песне, — источнике и первооснове многих музыкальных жанров — открывает авторская рукопись песни Михаила Глинки «Ах, когда б я прежде знала», хранящаяся в фондах Музея музыки (1855).
Экспонаты выставки представляют исполнителей народных песен разных времен, известных и неизвестных. К последним относится оперный певец и хоровой дирижер Дмитрий Агренев-Славянский, всецело посвятивший свою жизнь распространению песен славянских народов. Славянская капелла, созданная им в 1868 году, за пятьдесят лет своего существования дала пятнадцать тысяч концертов в разных странах. Дело Агренева-Славянского продолжили уже в XX веке хоровые коллективы с высокопрофессиональными дирижерами: крестьянский хор Митрофана Пятницкого, хор донских казаков под управлением Сергея Жарова, ансамбль Дмитрия Покровского.
На выставке демонстрируются печатные издания песен и романсов, многие из которых имеют библиографическую ценность. Среди них — «Шесть русских песен с вариациями» Ивана Хандошкина, изданные еще в 1794 году, романсы Алексея Плещеева и Алексея Абуткова, композиторов XX века Альберта Лемана и Михаила Гнесина.
Один из центральных экспонатов — драгоценный музыкальный автограф романса Петра Чайковского «День ли царит», созданный в 1880 году. На выставке представлены авторские рукописи и других композиторов: от кантаты «Мадонна» Станислава Монюшко, написанной в Санкт-Петербурге в 1850 году, до известных песен времен Великой отечественной войны — «Вечер на рейде» и «Темная ночь», написанных Василием Соловьевым-Седым и Никитой Богословским. Особый интерес представляют малоизвестные сочинения Александра Гречанинова (опера «Женитьба») и Михаила Ипполитова-Иванова («Кантата в память Гоголя»).
В изобразительный ряд выставки включены фотография Антонины Неждановой и Николая Голованова на гастролях в Ярославле в 1920 году, графический портрет певца Ивана Стешенко работы поэта и художника Давида Бурлюка, шарж Якова Богатенко «Этнографический хор ГИМНа». Стоит отметить и недавнюю находку в фонде Федора Шаляпина — этюд «Голова демона», написанный Великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Среди экспонатов неизменно привлекает внимание роскошный сценический костюм аргентинской певицы Лолиты Торрес, который она подарила в 2000 году русским поклонникам своего творчества. Костюм был доставлен в Россию при содействии Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве РФ и передан на хранение в музей.
+7 (495) 605-65-15
info@music-museum.ru
shalyapin@music-museum.ru
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).