Текущие

Выставка «Музыкальная ярмарка»

«Всегда, во все эпохи прошлого, существовала
площадь со смеющимся на ней народом»

М.М. Бахтин

Выставка посвящена феномену ярмарки как способу проявления площадного искусства и культуры народных праздничных гуляний, воссозданных в музыкальном театре XIX–XX веков. В основе выставки — предметы из фондов Российского национального музея музыки, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Из вводного раздела выставки можно узнать о ярмарках в реальной жизни. На старинных литографиях и фотографиях — виды некогда знаменитых Нижегородской и Петербургской ярмарок. Светские лубочные картинки запечатлели популярные в России середины XVIII – начала XX века ярмарочные увеселения: горы и качели, шарманщика и балаганных фокусников, раек и зверинец. В экспозиции представлены шумовые и духовые музыкальные инструменты, балалайка народного образца из обихода скоморохов-балагуров, участников смеховой культуры.

Своей праздничной атмосферой, буйством жизни и красок, пестротой образов ярмарка выходит за рамки обыденного и привычного, вовлекая в особое игровое восприятие окружающей действительности. Основной раздел выставки посвящён этому явлению, воспроизведённому в выдающихся творениях музыкального театра: опере М.П. Мусоргского, балетах И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Б.А. Александрова, Ц. Пуни и Р.К. Щедрина. Ярмарка становится идеальной ситуацией для воплощения игровой карнавальной стихии в театральной драматургии — «чертовщины» и «перевёртышей» («Сорочинская ярмарка»), контраста и конфликта с трагедией главного героя («Петрушка»), бытовой среды и фона для фантастических проявлений народных умельцев и героев («Каменный цветок», «Левша», «Конёк-горбунок»).

Так, образ Сорочинской ярмарки как воплощение широкого и праздничного мира мечты у Гоголя обретает зримые черты в народной комической опере Мусоргского. На выставке она представлена автографом композитора и литографированным изданием рукописи писателя; костюмом Хиври к одной из первых постановок оперы, осуществлённой Петроградским театром музыкальной драмы, а также красочными конструктивистскими эскизами художника-вхутемасовца А.Г. Петрицкого.

Соавтор либретто и сценограф «Петрушки» А.Н. Бенуа в «балете-улице» воплотил впечатления от масленичных гуляний на Адмиралтейской площади в Петербурге. На выставке представлены прижизненное издание партитуры балета («потешных сцен», по определению Стравинского), а также созданные Бенуа раритетные эскизы костюмов для премьеры «Петрушки» в «Русских сезонах» С.П. Дягилева (Париж, 1911) и сценические костюмы к первой постановке в России (Петроград, 1920). Эскизы художника повлияли на все последующие постановки «Петрушки», исключением являются образы С.Ю. Судейкина для театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк,1925).

Сцены и участники ярмарки из русских сказок с ярким национальным колоритом — «Каменный цветок», «Левша» и «Конёк-горбунок» — нашли воплощение в фотографиях постановок и эскизах костюмов и декораций. Праздничное (лубочно-балаганное) восприятие мира отражено в творческих интерпретациях известных художников: В.А. Арефьева, С.Б. Вирсаладзе, А.Б. Кноблока, М.А. Соколовой. Панорама ярмарки в Туле, вереница характерных персонажей (среди них, к примеру, продавец «тёщиных языков») запечатлены кистью Б.Г. Кноблока. О долгой жизни балета «Конёк-горбунок, или Царь-девица» итальянского автора Пуни свидетельствуют афиша Императорского Большого театра, эскизы выдающегося сценографа советской эпохи «коровинской» школы С.Ф. Николаева.

Мотивы русского ярмарочного искусства отображены и в предметах декоративно-прикладного искусства — вышитых рушниках и элементах одежды ручной работы XIX века, шкатулках и глиняных игрушках, демонстрирующих мастерство умельцев-ремесленников, а также в куклах-Петрушках, любимых героях праздничных площадных представлений.

Выставка открыта для посещения в дни и часы работы музея.
Посещение выставки может быть ограничено при проведении мероприятий.
Просьба учитывать, что продажа билетов в кассах музея прекращается за час до закрытия.
будьте в курсе наших новостей