Текущие

Выставка «Спящая красавица. Французская сказка на русский лад»

Знаменитый балет-феерия П. И. Чайковского как пример вольного отечественного пересказа французских сказок о конфликте добра и зла, мечты и реальности ̶ такова главная тема этой выставки. В экспозиции представлены старинные издания, театральные костюмы, ценные рукописи, афиши и программы, фотографии, эскизы декораций и костюмов. Основа выставки – материалы из фондов Российского национального музея музыки, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, а также из личной коллекции художника-фотографа Л. Л. Педенчук.

Выставка приурочена к 130-летию со дня премьерного показа «Спящей красавицы» на сцене Мариинского театра. Ее художественное оформление подчеркивает близость внешнего облика балетного спектакля, сопровождаемого подлинно русской музыкой, живописным видам пригородов Санкт-Петербурга. Подлинные экспонаты из собраний крупных центров по сохранению памятников хореографической культуры представлены на фоне великолепных видов дворцово-парковых ансамблей окрестностей города на Неве.

Начальный раздел знакомит с историей создания хореографического шедевра, с наиболее значительными и интересными его отечественными сценическими интерпретациями. Ключевыми экспонатами здесь стали автограф партитуры антракта «Панорама» для хора и оркестра (с текстом М. И. Чайковского); напечатанное в 1890-м году в издательстве «П. И. Юргенсон» переложение «Спящей красавицы» для фортепиано, сделанное А. И. Зилоти; раритетные, богато иллюстрированные издания литературных первоисточников балета ̶ сказок французских писателей Ш. Перро, М. К. д̓ Онуа и Ж. -М. Лепренс де Бомон. Французский колорит очень точно воплощен в эскизе кисти воспевавшего Версаль художника А. Н. Бенуа: в легкой, плоскостной, лишенной фактуры технике изображен регулярный парк-сцена с геометрическими массивами стриженой зелени и барочной декоративной скульптурой. Как ценные реликвии в экспозиции демонстрируются дающие представление об эпохе классического танца М. И. Петипа черно-белые фотографии артистов-участников первой постановки балетной феерии. Разнообразные афиши, программы, буклеты, эскизы декораций рассказывают о последующих знаковых, имевших этапное значение в сценической судьбе «Спящей красавицы» редакциях хореографов А. А. Горского, К. Я. Голейзовского, И. Н. Чернышева, К. М. Сергеева, Ю. Н. Григоровича и др.

Второй раздел посвящен театральной символике балета-феерии. Выразительные фотографии, эскизы костюмов разных лет демонстрируют обилие художественных трактовок извечно конфликтующих сил добра и зла в лице фей Сирени и Карабос; возвышенной мечты и обыденной реальности, воплощенной в образах Дезире и Авроры; а также гостей из других сказок ̶ Кота в сапогах и Белой кошечки, Красной шапочки и Волка, Голубой птицы и принцессы Флорины и др. К числу наиболее ярких экспонатов данного раздела относятся графические «портреты» грозной феи Карабос работы С. М. Юнович и И. А. Старженецкой, на которых эта носительница злого начала предстает молодой, танцующей на пуантах дьяволицей; а также красочные, музыкально «приподнятые» изображения Королевы, церемониймейстера Каталабюта, придворной дамы из свиты принца Дезире кисти сценографа С. Б. Вирсаладзе.

Настоящее украшение выставки ̶ поражающие выдумкой, искусством декоративного оформления театральные костюмы. В экспозиции представлены эффектные балетные пачки М. М. Плисецкой и И. А. Колпаковой ̶ знаменитых исполнительниц партии Авроры на главных сценах Москвы и Ленинграда, а также уникальные дореволюционные костюмы к первой постановке «Спящей красавицы» П. И. Чайковского.

будьте в курсе наших новостей