120 лет Ивану Козловскому

24 марта исполняется 120 лет со дня рождения великого русского тенора Ивана Семеновича Козловского — одного из самых популярных советских и российских певцов, подлинного кумира довоенной Москвы, имевшего оглушительную славу и огромное количество почитателей.

Козловский родился в Киевской области в крестьянской семье, в детские годы пел в церковном хоре, в юности учился в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко. Певческую карьеру начинал в оперных театрах Харькова, Свердловска, в 1926 году был приглашен в Большой театр, где дебютировал в роли Альфреда в «Травиате» Джузеппе Верди.

Среди лучших оперных ролей Ивана Козловского — Юродивый в «Борисе Годунове», царь Берендей в «Снегурочке», Герцог в «Риголетто», Ленский в «Евгении Онегине». Репертуар певца отличался многогранностью: он пел русские и украинские народные песни, исполнял старинные романсы, выступал с джаз-оркестром под управлением В. Кнушевицкого. Козловский проявлял и другие стороны своего таланта — собирал в деревнях русские напевы и занимался их обработкой, был художественным руководителем Государственного ансамбля оперы СССР, ставил оперные спектакли в качестве режиссера.

Великий тенор прожил долгую жизнь и умер в Москве в 1993 году.

В Музее музыки хранится богатая коллекция предметов, связанных с творчеством Ивана Козловского, — фотографии, грампластинки, произведения прикладного искусства. Один из самых диковинных — портрет певца, выполненный в необычной технике художественной вышивки.

История художественной вышивки как вида декоративно-прикладного искусства насчитывает не одно столетие. Портретная вышивка — наиболее трудный ее вид, требующий особых усилий в передаче портретного сходства. В большинстве случаев имена создателей вышитых шедевров остаются неизвестными — как и автора портрета Козловского из фондов Российского национального музея музыки, подписанного только инициалами «Т.Т.».

На необычном портрете Иван Семенович Козловский изображен в обычной жизни, его лицо легко узнаваемо. Вышивка гладью искусно имитирует карандашные штрихи в изображении лица и светло-коричневого фона, передает фактуру ткани голубой рубашки и белого галстука-бабочки. Пиджак из бело-зеленой клетчатой ткани выполнен в иной технике, с имитацией ткани с переплетениями нитей разных цветов. Налицо полная иллюзия живописного портрета. Вышивка позволяет рассмотреть изнаночную сторону, и что особенно любопытно, она практически двусторонняя — все концы нитей и узелки искусно спрятаны.

Вышитый портрет И.С. Козловского поступил в Музей музыки в 2008 году в составе обширного архива певца, переданного в дар членами его семьи.

будьте в курсе наших новостей